Соответствие ГОСТу по делопроизводству

Российский и западный подходы к автоматизации управления электронными документами

Для западного подхода характерно разграничение зоны Хаоса (groupware, collaboration) и Порядка (workflow), организация хранилищ электронных документов и, конечно, наличие средств поиска (knowledge management, e-discovery).

Для российских - фиксация истории, положения и статуса документа, свободная выдача заданий и их контроль.

Российская технология

Западная технология

Чётко выраженный вертикальный характер движения документов (руководитель -исполнитель - руководитель) внутри организации.

Характер движения документов преимущественно горизонтальный, предусматривающий возможность попадания документа сразу к непосредственному исполнителю, минуя руководство.

Отслеживание всего комплекса работ с документами в регистрационных журналах или в машинописных картотеках, куда заносятся все сведения о документах, их перемещениях, резолюции начальства, контроль сроков исполнения, и т.д.

Отсутствие централизованного (в рамках всей организации) контроля.

Современная российская технология делопроизводства предполагает ведение регистрационно-контрольных и отчётных форм и журналов. Предусматривается создание специализированных служб: управлений делами, секретариатов канцелярий.

Регистрация документов производится непосредственными исполнителями (поручитель и исполнитель ведут собственные журналы), некоторые виды документов вообще не регистрируются. Специализированных подразделений, занимающихся делопроизводством не создаётся.

 

Сегодня организации тяготеют к западному подходу, для этого есть причины:

  • Люди не хотят делать лишнюю работу (например, регистрация всех документов и определение их реквизитов), которая может потребоваться в будущем, а может, и нет ("если потребуется, то кому-то еще, а возиться мне и сейчас").
  • Все новые технологии идут с Запада и ориентированы на западные системы управления документами.
  • Сертификация по ISO искусственно требует внедрения процессного подхода к управлению.

Однако, есть шансы и у подхода ГСДОУ (Государственный стандарт документационного обеспечения управления), так как интерфейсы с внешним миром (другими компаниями и государством) определены законодательно и, что гораздо существеннее, традицией. 

Использование российских стандартов удобно для организаций, имеющих иерархическую структуру, позволяя строить согласование "кругами", на разных уровнях иерархии власти. В таких системах удобно выдавать поручения, контролировать исполнение распорядительных документов и их хранение для ведения истории вопроса.

Какая именно система подойдет под психологию конкретных людей в конкретной компании, можно только путем проведения предварительного обследования. И каждому ИТ-директору придется выбирать систему документооборота исходя из текущих приоритетов и сложившихся традиций.

 

DocSpace - система управления документооборотом по российскому ГОСТ

Современная коробочная система управления документами должна обеспечивать возможность управления документами и по первому, и по второму подходу.

Поэтому разработчики системы управления документооборотом DocSpace предусмотрели возможности для автоматизации различных схем работы с документами.

Приведем одну из таких схем, работу в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". Данный ГОСТ, несмотря на его рекомендательный характер, является настольной книгой делопроизводителей и секретарей и обеспечивает совместимость, понятность и полноту информационного взаимодействия между организациями.

В таблице приведены рекомендуемые ГОСТом поля РКК при обработке входящего документа и их отображение в коробочной СЭД/ECM-системе DocSpace на базе SharePoint.

 Название поля по ГОСТ

 Значение поля по ГОСТ

 Реализация в СЭД\ECM DocSpace

 Автор

 Фиксирование автора входящего документа и организации- контрагента.

 Выбор из справочника «Контрагент» и «Контакт». Выбор из справочника двойным щелчком мыши.

 Название вида документа

 Вид регистрируемого документа.

 Поле «Вид документа», проставляется автоматически.

 Дата документа

 Дата, присвоенная автором.

 Поле «Исходящая дата».

 Индекс документа

 Индекс, присвоенный документу организацией-автором, переносится с поступившего документа.

 Поле «Исходящий номер».

 Дата поступления

 Переносится с регистрационного штампа поступления.

 Поле «Дата поступления».

 Индекс поступления

 Переносится из отметки о регистрации поступившего документа.

 Поле «Регистрационный номер», проставляется автоматически.

 Заголовок документа

 Заголовок и краткое содержание документа.

 Поля «Название» и «Содержание».

 Резолюция

 Переносится из документа основное содержание поручения, дата и автор резолюции.

 После создания документа можно создать поручение или группу связанных поручений с указанием всех необходимых параметров.

 Срок исполнения

 Дата и срочность.

 Поле «Срочность» в карточке документа, прочие даты – в связанных с документом задачах и поручениях.

 Отметка об исполнении

 Дата и индекс ответного документа или краткая запись решения вопроса с указанием даты или срока исполнения.

 На вкладке «История» описаны все задачи по данному документу, а на вкладке «Вложения» присоединенные файлы. Дополнительную информацию можно получить, нажав на кнопку «Показать поручения».

 Отметка о направлении документа в дело

 Указывается индекс дела по номенклатуре дел,  дата и подпись ответственного лица.

 Поле «Номер дела», выбор из справочника «Номенклатура дел».